27 АВГУСТА – ДЕНЬ РОССИЙСКОГО КИНО
В этот день мы вспоминаем об ученике Всеволода Мейерхольда, советском режиссёре театра и кино, художнике, сценаристе, теоретике искусства и педагоге Сергее Эйзенштейне.
Сергей Михайлович родился в Риге 22 января 1898 года в состоятельной семье городского архитектора Михаила Осиповича Эйзенштейна.
В 1921 году Эйзенштейн поступил в Государственные высшие режиссерские мастерские (ГВЫРМ), возглавляемые Всеволодом Мейерхольдом. Сергей Эйзенштейн считал Мастера своим лучшим и единственным учителем. Правда, в 1924-м он был отчислен из Экспериментальных театральных мастерских, но учитель не уходил из его поля зрения…
К 20-летию первой русской революции Сергею Эйзенштейну поручают поставить фильм «1905 год». Сценарий пишет Нина Шутко. Однако в процессе работы эпизод о «Потёмкине» вырастает в самостоятельный сценарий, по которому в 1925 году Эйзенштейн снимает фильм «Броненосец «Потемкин».
Съемки начались в Ленинграде, продолжились в Одессе. С погодой не везло: и в том, и в другом городе было пасмурно, постоянные туманы. Правда, эта «симфония туманов», как ее окрестили критики, впоследствии только добавила картине атмосферности.
Все делалось на одном дыхании, с большим вдохновением, поэтому в фильме появились эпизоды, придуманные на ходу, которых не было в сценарии. Например, сцену на знаменитой одесской лестнице придумали так. Эйзенштейн сидел на ней и ел вишни, а косточки пускал вниз. Режиссер наблюдал, как быстро они скачут, словно убегая от кого-то. В следующую минуту он уже знал, как будет выглядеть разгон митинга. Потом, гуляя по улицам, он присматривался к случайным прохожим, представляя, как вели бы себя обыкновенные люди, окажись они под тем чудовищным обстрелом. Режиссер настоял, чтобы в фильме не было узнаваемых актеров. Он хотел видеть «подлинных людей», чтобы у зрителей не возникало ассоциаций с прошлыми ролями профессиональных артистов.
Во время съемок Эйзенштейн столкнулся с существенной проблемой. По сюжету матросы на корабле поднимают красный флаг, но как передать нужный цвет в черно-белом фильме? Использовать красный флаг, конечно, бесполезно — в кадре он будет выглядеть черным. Поэтому решено было поднять полотно белого цвета, а потом вручную раскрасить его в нужный оттенок — на всех кадрах.
Так в отечественном кино впервые появился яркий цвет. Результат стоил усилий: во время премьеры этот прием произвел оглушительный успех, зрители не могли поверить, что такое вообще возможно, зал ревел от восторга.
Кроме того, в «Броненосце «Потемкине» режиссер представил еще одно свое новшество — монтаж аттракционов. Он нарезал отснятый материал на отдельные фрагменты, а потом склеил лучшие в нужном ему порядке. Он считал, что так можно наиболее сильно воздействовать на эмоции зрителя. Этот метод и сегодня изучают в киношколах.
Фильм вышел в прокат 18 января 1926 года. «Потемкин» был близок Мейерхольду, и в июле 1926 года он принимает решение показывать фильм в кинотеатре, открытом в помещении своего театра.
Мейерхольд вспоминал: «Очередь за билетами тянулась вдоль всего здания театра и загибалась далеко по Тверской. Зал сидел, притихший и внимательный как никогда. Чем дальше двигала картина тяжелыми своими массивами, тем чаще и чаще поднимались из зала всплески аплодисментов. Красный флаг вызвал бурю оваций. Последние кадры картины и обвал аккордов. Весь зал, стоя, аплодирует. Второй и третий сеансы идут примерно так же, как и первый. И так всю неделю».
В 1958 году «Броненосец «Потемкин» вошел в число 12-ти лучших фильмов всех времен и народов. В 1978-м он занял первую строчку в списке ста лучших фильмов по опросу киноведов мира.
#ДомМейерхольда #Пенза